Минздрав: Сложную ситуацию с санавиацией в Приангарье спровоцировала авиакомпания «СКОЛ»

В настоящее время экстренные вылеты к пострадавшим в труднодоступных районах области выполняются авиакомпанией «Ангара»

Сложная ситуация с обеспечением санитарной авиацией в Иркутской области возникла по вине авиакомпании «СКОЛ». Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в министерстве здравоохранения Прианагарья в ответе на официальный запрос. «СКОЛ» осуществляла экстренную эвакуацию больных и пострадавших из труднодоступных районов Иркутской области по контракту, заключенному 18 января 2018 года. Однако за два месяца работы перевозчик сорвал ряд вылетов и Центр медицины катастроф был вынужден расторгнуть контракт в одностороннем порядке. После этого был объявлен новый конкурс, который был аннулирован Управлением ФАС по Иркутской области из-за жалобы авиакомпании «СКОЛ». В настоящее время экстренную эвакуацию осуществляет авиакомпания «Ангара» по разовым контрактам, а иск Центра медицины катастроф о признании незаконным решения УФАС рассматривается в Арбитражном суде Иркутской области.

В министерстве здравоохранения Иркутской области ИА IrkutskMedia сообщили, что исполнителем медицинских услуг по экстренной медпомощи и санитарно-авиационной эвакуации в регионе является ГБУЗ «Иркутский областной центр медицины катастроф». В него входят Иркутское, Братское, Киренское и Нижнеудинское отделения, что обеспечивает оперативное оказание экстренной спецпомощи больным и пострадавшим, в том числе своевременную санитарно-авиационную эвакуацию в специализированные учреждения как на юге, так и на севере области.

— Для выполнения санитарных рейсов Центр медицины катастроф заключает контракт с авиакомпанией-поставщиком, у которой есть авиасуда, отвечающие требованиям медиков. Выбор поставщика авиауслуг осуществляется каждый год на конкурсной основе, — сказано в ответе Минздрава.

В 2017 году Иркутская область вошла в число 34-х регионов, участвующих в реализации проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». Для реализации проекта регионам-участникам из средств федерального бюджета предоставляется субсидия на закупку авиауслуги у компании, у которой есть новые (выпущенные после 1 января 2014 года) вертолеты, оснащенные медицинским модулем. Таким образом, с 2017 года авиауслуги стали закупаться из двух источников финансирования: областного (в рамках программы развития здравоохранения Иркутской области) и федерального бюджетов (в рамках вышеуказанного приоритетного проекта).

— В 2017 году в результате конкурсных процедур авиауслуги предоставляла компания «Ангара». Центром медицины катастроф с применением воздушных судов было эвакуировано 440 пациентов (из них 212 детей, из которых 130 малышей — в возрасте до 1 года). Из 440 пациентов 174 были эвакуированы в рамках реализации приоритетного проекта (в том числе 91 ребенок, из которых 51 — в возрасте до 1 года). По итогам года средства областного бюджета и федеральная субсидия освоены в полном объеме, — сообщили в Минздраве.

В 2018 году в электронном аукционе на предоставление авиауслуг победителем стала компания «СКОЛ», с которой Центром медицины катастроф 18 января 2018 года был заключен контракт. Но из-за несоблюдения условий соглашения (за два месяца авиакомпанией было сорвано семь вылетов к больным и пострадавшим) Центр медицины катастроф в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта авиакомпанией «СКОЛ», а также направил обращение о включении сведений в отношении перевозчика в реестр недобросовестных поставщиков.

УФАС по Иркутской области обращение Центра медицины катастроф отклонило, мотивируя это решение тем, что большинство заявок авиакомпания «СКОЛ» выполнила. В свою очередь перевозчик направил в Арбитражный суд Иркутской области иск о признании решения Центра медицины катастроф об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным. Иск находится в стадии рассмотрения.

— В обосновании своих действий при нарушении контракта авиакомпания «СКОЛ» ссылалась либо на неблагоприятные погодные условия в пункте назначения или по маршруту следования полета (что не подтверждалось справками метеослужбы), либо на невозможность заправки воздушного судна топливом. Пациенты, нуждавшиеся в эвакуации, относились к различным возрастным группам: от новорожденных до людей пожилого возраста (88 лет). Им была оперативно оказана медпомощь, а эвакуация производилась силами иной авиакомпании, — сообщается в ответе Минздрава.

Международная санитарная авиация

Для дальнейшего приобретения авиационных услуг Центр медицины катастроф подготовил конкурс на площадке АЦК «Госзаказ», и 30 марта 2018 года был объявлен электронный аукцион, заявки для участия в котором принимались до 18 апреля. Однако 11 апреля 2018 года авиакомпания «СКОЛ» подала жалобу в УФАС по Иркутской области на действия Центра медицины катастроф. По результатам рассмотрения жалоба была признана частично обоснованной, и 17 апреля, за день до окончания, аукцион на закупку авиауслуги был аннулирован. Сейчас решение УФАС оспаривается в Арбитражном суде Иркутской области.

— За всю историю существования санитарной авиации в Иркутской области такая ситуация складывается впервые. Главной задачей санитарной авиации является оперативная доставка больного в специализированную медицинскую организацию. Это подтверждается тем, что целевым показателем результативности приоритетного проекта является доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток. В 2018 году, в соответствии с паспортом приоритетного проекта, он должен достичь в Иркутской области 92%, — сообщили в региональном министерстве здравоохранения.

В настоящее время, несмотря на сложившуюся ситуацию, вылеты воздушных судов для оказания экстренной медицинской помощи и санитарной авиации оказываются Центром медицины катастроф по разовым контрактам. С 1 января по 11 июля 2018 года медицинскими бригадами Центра было выполнено 158 вылетов и эвакуировано 249 человек (в том числе 112 детей, из которых 85 в возрасте до 1 года).

Ситуация по обеспечению жителей труднодоступных районов Иркутской области своевременной экстренной медицинской помощью с применением санавиации находится на особом контроле регионального правительства и Минздрава Прианагарья.

В настоящее время проводится конкурс по определению поставщика авиауслуг по Киренску для обеспечения экстренной медпомощи для жителей северных территорий Иркутской области.

В «Ангаре» ИА IrkutskMedia сообщили, что авиакомпания выполняет полеты санитарной авиации по заявкам Центра медицины катастроф с 2010 года. Для выполнения этих специализированных авиаработ «Ангара» располагает двумя новыми вертолетами МИ-8АМТ, оборудованными специальными медицинскими модулями, также может быть задействован прочий парк воздушных судов, состоящий из самолетов АН-148 и АН-24/26, а также вертолетов МИ-8 МТВ и МИ-8 Т.

Со 2 марта по 1 июля 2018 года в авиакомпанию «Ангара» поступило 97 заявок от Центра медицины катастроф на полеты санавиации. Все поступившие заявки были выполнены, полеты осуществлены: из аэропорта в Иркутске на вертолетах — 55 вылетов, на самолетах — 15 вылетов; из аэропорта Киренске на вертолетах — 21 вылет; с авиаплощадки в Нижнеудинске — шесть вылетов.

«Вылеты осуществлялись по разовым контрактам, заключенным с «Иркутским областным центром медицины катастроф». Заявки обслуживались вне очереди, время вылета не превышало полутора часов, задержек рейсов по вине авиакомпании не допущено», — отметили в «Ангаре».

Отметим, что ИА IrkutskMedia 6 июля направило официальный запрос на предоставление информации в авиакомпанию «СКОЛ», но в семидневный срок ответ на него не поступил.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что Центр медицины катастроф Иркутской области в феврале расторг контракт с югорской авиакомпанией «СКОЛ» на транспортировку больных воздушным транспортом. Это было сделано после ряда нарушений. Медики попытались заключить новый контракт, однако из-за жалобы «СКОЛ» в УФАС и решения антимонопольщиков на сегодняшний день официального перевозчика у медиков нет.